Виктор Усов,
доктор исторических наук, ведущий специалист Института Дальнего Востока

«В прошлом в Запретном городе ежедневно к определенному часу все — от князей и сановников до слуг — должны были покинуть дворец, — вспоминал последний император Пу И. — Кроме стоявших возле дворца Цяньцингун стражников и мужчин из императорской семьи, во дворце не оставалось ни одного настоящего мужчины». Выполняя роль надзирателей, евнухи использовались одновременно и как слуги, шпионы, и как сводники. Некоторые из них становились доверенными лицами правителей и высших сановников государства и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Император-дракон делал их своими «ушами, клыками и зубами».


Главный евнух Тай Цзидянь

«Каждый день, едва сумерки окутывали Запретный город и за воротами скрывался последний посетитель, тишину нарушали доносившиеся от дворца Цяньцингун леденящие душу выкрики: „Опустить засовы! Запереть замки! Осторожней с фонарями!“ И вместе с последней фразой во всех уголках Запретного города слышались монотонные голоса дежурных евнухов, передававших команду. Эта церемония была введена еще императором Канси для того, чтобы поддержать бдительность евнухов (еще в период Мин ночную стражу в Запретном городе заставляли нести проштрафившихся евнухов — прим.ред.). Она наполняла Запретный город какой-то таинственностью», — вспоминал Пу И свои годы жизни в императорском дворце в Пекине.


Главный евнух Кэцзи

Евнухи, «по оплошности» не запершие ворота Императорского города, когда они должны быть заперты, по «Законам великой династии Мин» должны были отправляться в солдаты на границы Поднебесной.

При посещении императорского дворца складывалось впечатление, что евнухи были повсюду. Они драили полы, ходили с мухобойками, прислуживали императору, его семье, пели, играли в театре, готовили и подавали пищу.


Евнухи Запретного города

Считается, что больше всего евнухов было в эпоху Мин (1368-1644 гг.) — 10 тыс. человек. В эпоху Цин их количество было ограничено и в конце не превышало 3 тыс. человек. Уже после Синьхайской революции оставалось во дворце еще 1137 евнухов. Евнухи делились на две категории. Первая — обслуживала императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц, обычно эта категория евнухов пользовалась специальными привилегиями. Евнухи, принадлежащие ко второй категории, обслуживали всех остальных.


Евнухи Запретного города

Однако следует сказать, что не все евнухи во дворце полностью лишались способностей испытывать сексуальное влечение и связанные с этим радости полового общения. Некоторые их них приобретали изощренные навыки по части неординарного полового общения, поэтому женщины, которых они охраняли, зачастую проникались к ним чувствами отнюдь не сестринскими или дочерними. И такие примеры мы знаем из истории Китая.


Императрица Цыси в окружении евнухов Запретного города

Чем же еще можно объяснить пристрастие минских императоров к евнухам?

По мнению американского синолога Ч. Хакера, который основывается на китайских данных, имелись следующие причины: евнухи не были обременены личными делами, так как у них не могло быть наследников; евнухи не были ставленниками знати и целиком зависели от воли императора; в силу своего положения они мало связаны общепринятыми морально-этическими ограничениями; завися от воли императора, они не могли противостоять ему; в отличие от прочих сановников, евнухи имели доступ к императору в любое время и поэтому лучше всего подходили для исполнения срочных дел и посреднических поручений.

Источник: pu-yi.narod.ru/eunuch.html

@темы: евнухи, китай